С ростом потребностей не всегда нам удается проводить больше времени с близкими. В особенности с детьми. Но и проблемы позитивного влияния средств коммуникации (в особенности интернета) тоже нельзя исключать. А ведь проблема трудных подростков все чаще начинает волновать общество.
Подростковый возраст является переходным между скрывающимися детскими потребностями и желанием стать взрослее. Данное противоречие, как правило, приводит к обострению психоэмоционального состояния индивидуальности.
И здесь мы уже начинаем задумываться и анализировать на противоречивости и адекватности реакции нашего ребенка. Давайте же углубимся в сущность проблемы для разделения нормальной реакции ребенка от признаков девиантности.
Реакция человека на определенные события всегда становится результатом влияния на него разнообразных факторов социальной среды, в которой он находится.
Конкретная ситуация может по-разному влиять на эмоциональные реакции человека, но всегда должна входить в рамки уже сформированных канонов в социуме, поэтому стали появляться понятия нормальности и не нормальности в поведении.
В последние годы в связи с глобальным техническим и экономическим прогрессом все более часто возникает интерес к исследованиям проблемы девиантности поведения, в особенности у подростков, и поиска профилактического, а иногда и коррекционного влияния на сущность этой проблемы. Но прежде всего надо разобраться, что же такое девиация.
Девиантным является поведение, отличающееся от принятого и социально допустимого в определенном социуме, которое, как правило, может приводить к изоляции, отрешению человека, а иногда и его насильственному лечению, исправлению или наказанию за определенные законодательные нарушения. Для более эффективного поиска решений профилактических задач необходимы системные знания о механизмах поведения приводящих к тотальному искажению и деформации личности, но необходимо понимать, что человек с отклоняющимся поведением может не являться душевно больным, поэтому необходимо разобраться в причинах, которые приводят к таким неблагоприятным последствиям для становления и развития человека. В первую очередь в обществе.
Причины девиантного поведения
Причинами, приводящими к формированию и развитию девиантного поведения являются:
- социальное неравенство,
- психические нарушения,
- неблагоприятное социальное окружение,
- субкультуры общественного характера в разных социальных группах,
- социальные, природные и техногенные катаклизмы.
Недопустимые формы поведенческих реакций зачастую могут выражаться в недопустимых поступках, незаконной деятельности и неправильном образе жизни.
Вместе с тем необходимо понимать, что и виды девиации в зависимости от причины существуют разные, а именно: делеквенная форма (правонарушения, хулиганство, кражи, и.т.д), аморальная и суицидальная формы поведения. Разобравшись в формах и причинах, следует выяснить все же меры и способы профилактического и коррекционного влияния на личности.
Профилактика и лечение девиантного поведения
Профилактика неблагоприятных поведенческих реакций, как правило, заключается в создании благоприятного социального окружения, в оказании психологической помощи, а именно в непосредственной работе с психологом и обеспечением специальных образовательных и оздоровительных программ по всестороннему развитию личности.
Вместе с тем существуют следующие рекомендации к проведению профилактического и коррекционного тренинга: включение в тренинг родителей, вовлечение психологических методов в повышении самооценки индивида, взвешивание плохого и хорошего, резкая смена эмоций для выявления степени адекватности эмоциональных реакций, позитивное прогнозирование.
Конечно же, достижение положительных результатов в работе возможно только при участии и помощи родителей, так как по множеству исследований, проведенных педагогами и психологами, проблема девиантного поведения заключается в дефиците внимания со стороны близких, поэтому зачастую в работе преобладают групповые методы взаимодействия. Коррекция девиантного поведения несет в себе следующие функции: воспитательную, компенсаторную, стимулирующую, корректирующую. А также необходимо обратить внимание на такие используемые методы воздействия на личность как: самовнушение, убеждение, психоанализ, трудотерапия, арт-терапия и т.д.